vokinburt (vokinburt) wrote,
vokinburt
vokinburt

Category:

МАКС-2013 - Ту-144Д

IMG_8797
Сегодня расскажу вам о самолёте-легенде гражданской авиации — Ту-144. Этот самолёт является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался авиакомпаниями для коммерческих перевозок. К сожалению приходится говорить о нём, как и его собрате "Конкорде" в прошедшем времени, поскольку времена сверхзвуковых пассажирских полётов уже закончились. Ту-144 и "Конкорд" по своим конструктивным и технологическим решениям намного опередили своё время. В канун Нового года исполнится 45 лет со времени первого полёта этого уникального самолёта.

1. Представленный на авиасалоне Ту-144Д с бортовым номером СССР-77115, является последним серийно произведённым самолётом этого типа и имеет налёт всего 39 часов. В 2005 году его целиком продали на металлолом, но усилиями благотворительного фонда самолёт был не только спасён от распила, но и реставрирован.
IMG_8793

2. На МАКС-2013 Ту-144 находился в восточной части экспозиции, а Airbus A380 в западном части. Есть у меня такая мысля, что если поставить их рядом, то выражаясь автомобильной терминологией, получится что-то типа двухэтажного автобуса и спортивного автомобиля. Очень уж стремительно и мощно выглядит сверхзвуковой лайнер - огромные двигатели и тонкий стремительный фюзеляж...
IMG_8799

3. Характерной особенностью Ту-144 является опускающаяся, хорошо остекленная носовая часть фюзеляжа перед пилотской кабиной, что обеспечивало хороший обзор на больших взлетно-посадочных углах атаки. Также на этом фото хорошо видно уникальное конструктивное решения самолёта - убирающееся переднее горизонтальное оперение. Увидев зрителей бродящих под фюзеляжем этого красавца, я, естественно, побежал искать лазейку, чтобы и самому взглянуть поближе.
IMG_8800

4. Заходим со стороны газона и свободно проходим ближе. Самолёты Ту-144 начали пассажирские перевозки 1 ноября 1977 года в направлении Москва — Алма-Ата.1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д.
IMG_8801

5. В таком ракурсе носовая часть немного похожа на ракету, которая установлена на стартовом столе, но это самолёт. :)
Хорошо видна ниша для передней стойки шасси.
IMG_8802

6. А вот и сама передняя стойка огромной высоты. Такой высокой её сделали для улучшения взлётно-посадочных характеристик, поскольку крыло имеет относительно малое удлинение и требуется увеличить угол атаки для сокращения дистанции взлёта. Но даже несмотря на это длина разбега составляла 2930 метров, а длина пробега - 2570 метров.
IMG_8803

7. Основные стойки шасси разместили под мотогондолами, с уборкой их внутрь между воздушными каналами двигателей, в результате в основных стойках шасси использовались восьмиколёсные тележки с колесами сравнительно небольшого диаметра
IMG_8805

8. По всей задней кромке крыла размещались элевоны, состоявшие из четырех секций на каждом полукрыле. Конструкция крыла многолонжеронная, с мощной работающей обшивкой из сплошных плит, выполненных из алюминиевых сплавов, центральная часть крыла и элевоны изготовлялись из титановых сплавов. Секции элевонов приводились в действие двумя необратимыми бустерами. Под крылом крупными буквами написана страна-производитель самолёта.
IMG_8806

9. Буквально на несколько минут выглянуло солнце и позволило сделать этот кадр (увеличится по клику). На фото видны разные типы облаков, но этот самолёт в полёте всегда находился над облаками, поскольку в крейсерском режиме он мог летал в стратосфере на высоте до 20 километров.
0000084749_large

10. Крупным планом хвостовая часть и специальный костыль для защиты от касания ВПП при взлёте-посадке. Руль направления  отклонялся с помощью необратимых бустеров и состоял из двух, независящих друг от друга, секций. На верхней секции тяги с левой стороны, а на нижней - с правой. При реставрации была восстановлена оригинальная раскраска и регистрационный номер. Насчёт дверки не уверен, но возможно это багажный отсек.
IMG_8807

11. На самолёте Ту-144Д установлены 4 огромных одновальных турбореактивных двигателя РД-36-51, в отличии от НК-144, которые устанавливались на первых сериях. Взлётная тяга каждого - 20000 кгс. Крейсерская скорость полёта составляла около двух скоростей звука.
IMG_8808

12. Сопла двигателей крупным планом. РД-36-51А — первый в мире двигатель предназначенный для осуществления длительного сверхзвукового полета без использования форсажной камеры.
IMG_8811

13. Пришло время сказать до свиданья этому замечательному самолёту. Надеюсь ещё когда-то побывать внутри!
IMG_8809

При подготовке использованы текстовые материалы с сайтов: http://ru.wikipedia.org и http://airwar.ru. Фото сделаны мной на авиасалоне МАКС-2013.
Tags: МАКС-2013, Россия, СССР, Ту-144, Туполев, авиация, мои фото, самолёт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments